Ответы Минюста на наиболее актуальные вопросы в сфере НКО

Вопрос: С 01.09.2014 вступил в силу Федеральный закон от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных Гражданского положений законодательных актов Российской Федерации», согласно которому юридические лица должны создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Существует ли необходимость для уже действующих НКО приводить свои учредительные документы в соответствие с нормами действующего гражданского законодательства, если да, то в какие сроки?

Ответ: Созданные ранее юридические лица должны привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями при первом изменении учредительных документов. Таким образом, каких-либо сроков для проведения этой процедуры не установлено. До приведения в соответствие данные документы действуют в части, не противоречащей новой редакции главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Обращаем внимание, что при регистрации изменений учредительных документов в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации госпошлина не взимается.

Вопрос: Установлены ли требования к решению о создании юридического лица?

Ответ: С момента вступления в силу (01.09.2014)  Федерального закона от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» установлены универсальные правила, касающиеся решения о создании юридического лица. Согласно данному Федеральному закону решение о создании юридического лица должно быть принято ими единогласно, в том случае если учредителей двое или более. Кроме того в решении должны быть указаны следующие сведения:

— об учреждении юридического лица;

— об утверждении его устава;

— о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества;

— об избрании (назначении) его органов.

Если принимается решение о создании организации корпоративного типа (основанной на началах членства), то в этом решении указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица и о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

Вопрос: Каким образом можно ликвидировать фонд, возможна ли его реорганизация?

Ответ: В соответствии с нормами действующего законодательства Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если: 1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; 2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; 3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей,предусмотренных уставом; 4) в других случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 123.20 ГК РФ). Реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев реорганизации негосударственных пенсионных фондов (п. 3 ст. 123.17).

Вопрос: Почему на 1 и 2 этапе ликвидации некоммерческой организации подается уведомление о ликвидации одной и той же формы (№ Р 15001)?

Ответ: Уведомление о ликвидации юридического лица на 1 стадии по форме № Р 15001 подается в связи с принятием решения о ликвидации и о формировании ликвидационной комиссии (о назначении ликвидатора), на 2 стадии – в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса.

Вопрос: В связи с изменениями гражданского законодательства на основании каких документов должны осуществлять свою деятельность некоммерческие организации (уставов, учредительных договоров; уставов и учредительных договоров) и какие из этих документов представляются в Управление Министерства юстиции РФ по Курганской области для государственной регистрации создания некоммерческой организации, внесения изменений в учредительные документы?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Гражданского кодекса РФ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014) юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками). В связи с указанными требованиями ГК РФ для государственной регистрации создания некоммерческой организации, внесения изменений в учредительные документы в Управление Министерства юстиции РФ по Курганской области представляется только устав в 3 подлинных экземплярах.

Вопрос: Решение каких вопросов можно отнести только к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации?

Ответ: Согласно статье 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации относится решение следующих вопросов:

— изменение устава некоммерческой организации;

— образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

— определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

— реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Также согласно Гражданскому кодексу, в зависимости от типа организации к компетенции высшего органа управления могут быть отнесены и другие вопросы в дополнение к перечисленным выше. Так, согласно статье 65.3 ГК для корпораций это:

— определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

— утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

— принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации.

Согласно статье 123.7 для общественных организаций:

— принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.

Согласно статье 123.10. для ассоциаций (союзов):

— принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членовассоциации (союза) в ее имущество и о размере их субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), если такаяответственность предусмотрена законом или уставом.

Согласно статье 123.19. для фондов:

— утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

— принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;

— принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда;

— одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *